Как сделать портрет Монте

         

Соединение в кадре двух людей


Соединение в кадре двух людей подразумевает лишь их расположение таким образом, чтобы каждый из них выглядел хорошо, и они выглядели хорошо вместе. Запомните, что каждый из изображенных на фотографии, прежде всего, смотрит на то, как он получился. Перед тем, как сделать финальный снимок, убедитесь, что каждый из людей выглядит хорошо. Представьте, что каждый из них – единственный субъект кадра. Выглядит ли он наилучшим образом? Если нет, меняйте кадр.

Нужно ли сначала работать с одним человеком, а потом с другим? Нет. Это потеря времени. Гораздо лучше разместить всю группу сразу, а потом уже изменять положение каждого из них в соответствии с положением другого. В противном случае, Вы потратите слишком много времени на то, чтобы добиться хорошей позы одного человека, а потом будете переделывать ее, подстраиваясь под второго человека. Эти рекомендации, безусловно, применимы к группам любого размера. Соберите группу вместе, а уже потом приступайте к индивидуальным изменениям.

Ключом к успеху групповых портретов является понимание того, как расположить позирующих. Еще до того, как Вы начали планировать создание портрета двух людей, Вы должны спланировать в каком ракурсе Вы будете фотографировать их тела. Поставьте два стула для позирования и разместите их на достаточном расстоянии друг от друга. Потом попросите людей, не изменяя положения стульев, присесть на края стульев и поставить ноги, наиболее удаленные от камеры, прочно на пол, так, чтобы они могли наклоняться друг к другу.

Вы должны планировать это все ДО ТОГО, как Вы попросите людей присесть. Потом сообщите им, что именно они должны делать. Это создаст между вами атмосферу доверия, показав, что Вы знаете, что им нужно делать. Можете даже сообщить им, что, возможно, им будет не совсем удобно, но пусть они поверят Вам на слово… это будет самый лучший из всех портретов, которые они когда-либо видели. Объясните, что комфортная поза зачастую может выглядеть очень небрежной. Поза, при которой они сидят, склоняясь друг к другу, поможет им выглядеть наилучшим образом.
Поверьте мне, они будут рады помочь Вам!

Вот несколько рекомендаций того, что Вам нужно делать:

1. Начните составлять композицию, когда тела людей находятся поодаль друг от друга. Пусть они слегка наклонятся по линии выше талии… и соединят головы, не касаясь друг друга телами. Полные люди, разумеется, должны сидеть друг от друга подальше. Для этого стулья должны быть поставлены, по крайней мере, на 12 дюймов друг от друга.

2.     Облегчить процесс соединения двух голов в кадре можно, если Вы убедитесь, что тела наклонились друг к другу достаточно близко, и плечо одного человека не расположено перпендикулярно груди второго человека. Если такое происходит, соединить две головы естественным образом уже не получится. Когда тела склоняются друг к другу под прямым углом, Вы попадаете в безвыходное положение, потому что такая композиция будет неудачной. Чтобы избежать этого, попросите одного человека чуть подвинуться к другому, так чтобы его/ее плечо не мешало склоняться другому.

3.     Можно начать с того, что плечо одного человека будет размещаться под мышкой другого, и тогда две головы можно будет соединить вполне естественным и удобным образом. Однако не говорите менее высокому человеку обнимать другого человека рукой. Его/ее тело уйдет из кадра, а плечо, наоборот, будет слишком заметно для объектива Вашей камеры.

4.     Регулируйте высоту, так чтобы головы обоих людей не касались друг друга на одной и той же высоте. Обычная рекомендация, гарантирующая успех – рот более высокого человека находится на уровне глаз менее высокого человека.

Когда Вы конструируете очень крупный план близких людей, лучше всего построить кадр так, что их губы будут находиться рядом, практически касаясь друг друга.

Регулировать высоту гораздо легче, если Вы используете пару стульев для позирования. С их помощью очень легко приподнять или опустить человека для того, чтобы добиться желаемой высоты. Без использования стульев Вы обречены на неудачу и значительно затрудняете себе жизнь.


Фотографы, не использующие стульев для позирования, сами придумывают себе ненужные проблемы.





Если у Вас нет стульев для позирования, усадите одного человека на обычный стул. Затем принесите кресло и попросите второго человека сесть на подлокотник кресла. Обычно это помогает.

Что использовать, когда Вы фотографируете на открытом воздухе?

Меня часто спрашивают: «А как насчет фотографий на открытом воздухе?»

«А что Вам мешает вынести на улицу стулья для позирования? Они прикованы цепями к полу внутри дома? Лучше ПОДУМАЙТЕ!» И ответ будет для Вас очевидным.

Когда Вы фотографируете группу из двух или более людей, начинайте конструировать кадр, ориентируясь на тех людей, разница в росте которых составляет не больше полголовы. Если ориентироваться на большую разницу, более высоким людям придется наклоняться или сутулиться, чтобы их головы оказались рядом. Наблюдайте за результатом каждого из Ваших изменений, чтобы не создавать себе лишних проблем при финальном фиксировании поз.

Два способа соединить головы

Вы можете соединить людей в кадре, начав с того, что они будут смотреть друг на друга, или с размещения их тел параллельно друг другу… при этом один будет сидеть чуть впереди другого.

Если люди смотрят друг на друга, начните с размещения их тел на расстоянии примерно в 30 сантиметров. Потом можете попросить их наклониться друг к другу.

Если один человек чуть больше другого, Вы можете захотеть поместить тело одного человека чуть ближе к объективу, убрав, таким образом, из поля зрения некоторую часть тела другого человека. Это расположение подходит для фотографирования людей со значительной разницей в росте. Другими словами, если Вы хотите закрыть тело одного человека телом другого, начните с размещения тел параллельно друг другу.

Если тела позирующих ориентированы в одном направлении, поставьте стулья для позирования точно РЯДОМ. Между ними не должно быть никакого расстояния. Это обусловлено тем, что оба человека будут склоняться ВПЕРЕД. Вы ведь не захотите, чтобы человек, сидящий впереди, отклонялся назад для того, чтобы соединиться головой с тем, кто сидит сзади.


Это ОЧЕНЬ распространенная ошибка.

Наклоните первого человека вперед. Затем, наклоните второго человека вперед. Пусть они наклонят головы друг к другу. Человеку сзади придется слегка выдвинуть плечо, дальнее от камеры, в сторону человека спереди, для того, чтобы их тела соединились.

Очень важно, чтобы головы людей были освещены под одним и тем же углом. Когда головы параллельны одна другой, Вы можете направить свет прямо в глаза каждого человека. Вы сможете также подобрать одинаковый, подходящий обоим свет. С другой стороны, необходимо помнить, что, когда тела расположены параллельно, а головы соединены, свет должен падать одинаково на четыре глаза.

С какой стороны нужно освещать?

Давайте задумаемся об этом. Конечно же, Вы не хотите начать конструирование кадра, разместив свет с одной стороны, а потом понять, что Вам нужно переместить основное освещение на другую сторону, когда Вы переключитесь на изображение лица в анфас или в пол-оборота. Научитесь планировать заранее. Вы ЗНАЕТЕ, что Вы всегда будете поворачивать лица к свету. Поэтому планируйте расположение приборов, которые будут освещать лица людей, до того, как человек начал позировать.

Рекомендации, которые помогут Вам принять решение:

1.                При фотографировании лица в пол-оборота или в профиль, размещайте свет в той стороне, в которую повернуто лицо. Это позволит Вам осветить анфас лица, а не только сторону лица, ближайшую к камере. Затененная сторона лица должна быть направлена точно в сторону объектива.

2.                При фотографировании человека в основной позе свет может быть расположен с любой стороны. Однако если Вы собираетесь изменить положение лица и сфотографировать его в пол-оборота, Вам придется переместить освещение в ту сторону, в которую обращено лицо. Таким образом, будет лучше, если Вы сразу распланируете сеанс и не станете двигать осветительные приборы из стороны в сторону после его начала.



3.                При фотографировании человека в Женской позе в анфас установите освещение в противоположной повороту тела стороне. Запомните, что человека, сидящего в Женской позе, Вы всегда отворачиваете от света, так, чтобы свет падал на все тело по косой линии. Но потом Вы поворачиваете лицо женщины в обратном направлении… к свету. Всегда устанавливайте свет так, что затемненная сторона лица смотрела прямо в объектив.

4.                Когда Вы анализируете лицо и хотите, чтобы нос выглядел прямее, расположите основное освещение так, чтобы тень падала на более прямую сторону носа. Осветите «проблемную область» и представьте более прямую сторону в выгодном свете при помощи тени.

Подчеркивание деталей одежды

Когда свет падает на тело по косой, он будет подчеркивать детали одежды человека и показывать структуру ткани. Таким образом, если Вы отвернете тело от основного источника света, он, несомненно, тщательнее выделит все детали свадебного наряда. Поэтому Женская поза для типичного свадебного портрета является идеальной. Она позволит показать изящность позы и в то же время обратить внимание на разнообразие тонов в наряде.

Когда человек сидит в основной позе, и его тело направлено к основному источнику освещения, Вы все равно можете продемонстрировать детали его одежды, если будете использовать дополнительные источники, освещающие тело по косой линии.

Выбор одежды

Цвета на портрете, особенно цвета одежды, должны быть приглушенными. Одежда ярких цветов привлекает к себе внимание и отвлекает от лиц. Означает ли это, что Вы не должны использовать цвета на цветных портретах? Нет. Вы можете использовать цвета, если Вы уверены в том, какой эффект они произведут на портрете.

Это очень субъективная область. Несколько лет тому назад я бы даже не подумал о том, что я буду фотографировать женщину в ярком платье. Оно бы сильно отвлекало внимание.


Однако я фотографировал женщину в красном костюме… и остался доволен результатом! У нее были также подходящие под костюм сережки и губная помада в цвет. Все это прекрасно смотрелось вместе. Тем не менее, лучше все-таки придерживаться нейтральных цветов в одежде.

Конечно, можно фотографировать женщину в красном платье на красном фоне, поскольку тогда цвет одежды несколько смешается с цветом фона, и внимание будет обращаться на лицо. Это основной принцип – растворить цвет одежды на фоне портрета и, таким образом, привлечь внимание к лицу.

То же самое относится к материалам с узорами. Все, что привлекает внимание к одежде, обязательно отвлечет внимание от лица.

Тот же принцип применим к одежде без рукавов или с короткими рукавами. Внимание зрителя привлечено к обнаженному телу и отвлечено от лица. Для искусства студийного портрета использование одежды с короткими рукавами является ошибкой.

Что сказать по поводу выреза на одежде? Ваши глаза видят все изображенное тело, от края и до края. Таким образом, широкий вырез добавляет вес изображенному на портрете человеку. Более выгодно смотрится узкий вырез, воротник, закрывающий шею, или V-образный вырез. Если Вы объясните этот принцип Вашим клиентам до сеанса, Вы, безусловно, получите их полную поддержку.

Нельзя позволять людям самим судить о том, какую одежду выбрать для портрета. Необходима предварительная консультация по поводу всех предметов одежды!

Выбор одежды для семейных фотографий

Когда я собираю группу людей, желающих сделать семейный портрет, я советую им самим выбрать цветовую гамму для каждого и придерживаться ее. Нужно выбирать холодные тона или теплые тона. Светлые или темные. Смесь цветов, смесь светлого и темного, теплого и холодного будет плохо смотреться на групповом портрете. Одежда непременно отвлечет внимание от членов семьи.

Узоры? Рисунки? По возможности избегайте их. Они также отвлекают внимание.

Как насчет обычного портрета на открытом воздухе? В этом случае тоже необходимо следить за тем, чтобы цвета взаимодействовали друг с другом.


Светло-синий и белый прекрасно подходят друг другу. Не забудьте напомнить, что сверху одежда должна быть светлой, а снизу – темной. Белая одежда подходит для фотографий на пляже. Бежевый и белый хорошо сочетаются на уличных фотографиях. На таких фотографиях также хорошо смотрится черный цвет, но нужно внимательно отнестись к освещению, чтобы свет скользил по их одежде, иначе исчезнут детали их тел, и в результате получится отвлекающая масса «чего-то».

Что делать, если Вы дали свои рекомендации, а люди все равно пришли на сеанс портрета, одетые в не сочетающуюся по цвету одежду? В этом Ваша вина. Вы НЕ смогли доступно объяснить клиентам важность сочетания цветов.

Важной частью подготовки к сеансу портрета, которой я никогда не пренебрегал, был визит в каждую семью к ним домой, ДО того, как они приходили на сеанс. Разложите всю одежду на кровати. Посмотрите, какой предмет туалета моментально обращает на себя внимание. Как только Вы увидите его, уберите. Он не подходит для портрета.

Можете говорить все, что хотите, но если люди приходят на сеанс портрета в неподходящей одежде, в этом виноваты Вы. И именно ВАМ придется с этим бороться. Я ясно выражаю свою мысль? Итак, на что Вы готовы пойти, чтобы достичь совершенства?

Прическа и макияж

Для того, чтобы достичь того образа, который желают видеть на портрете Ваши клиенты, Вам нужно тщательно подобрать им прическу и ювелирные украшения. Макияж? Нужен обязательно. Однако нужен тот макияж, который не привлекает к себе внимание. Профессиональная укладка волос и нанесение макияжа чрезвычайно важны. Они должны выполняться тем, кто хорошо осведомлен о тонкостях искусства фотографии. Некоторые художники, однако, слишком увлекаются, и в результате их работа привлекает внимание не к человеку, а к прическе или макияжу.

Если Вы не собираетесь делать модный портрет, макияж должен быть практически незаметным. Я обычно рекомендую женщинам накладывать на лицо тональный крем. Его нужно аккуратно наносить на лицо и шею. Нельзя допускать резкой смены цвета лица и шеи.


Необходимо использовать тушь. Даже те женщины, которые считают, что могут обходиться без косметики, должны обязательно воспользоваться тушью. Необходимо также использовать блеск для губ и тени для век, подчеркивающие глаза… но не привлекающие внимание к цвету век.

Предупредите Ваших клиентов о том, что для портрета не стоит делать модной прически, поскольку через некоторое время эта мода уже пройдет. Лучше придерживаться классического образа. Нежелательны прически, в которых локоны спадают на лицо и создают тени, а также закрывают глаза.

Предложите женщине поработать дома над стилем прически для своего портрета, встав спиной к свету. Поскольку при фотографировании у нее за спиной, возможно, будет источник света, она должна знать, как будет выглядеть ее прическа, если в ней будут присутствовать локоны. Обычно они сильно отвлекают внимание от лица на портрете.

Что делать, если клиент приходит на сеанс в неподходящей одежде, с несоответствующей прической или с чересчур большим количеством макияжа на лице? Это может произойти потому, что Вы плохо выполнили свою работу перед сеансом. Вы обязательно должны проконсультировать клиентов по поводу одежды перед сеансом портрета. Не по телефону, а лично. Многим людям просто сложно «уложить все вместе», когда им нужно принимать решения по поводу всех деталей сразу.

Итак, будете ли фотографировать человека, если Вам заранее известно, что его внешний вид не подходит для портрета? Решать Вам. Вам придется отчитываться по результатам.

В помещении или снаружи? Естественный или окрашенный фон?

Готовы ли Вы создавать свои портреты в помещении и снаружи? Где Вам удобнее фотографировать – в студии или дома у клиента? Окрашенный или естественный фон? Вы должны обсудить всевозможные варианты одновременно с выбором одежды. Одежда и фон портрета тесно взаимосвязаны между собой.

Я предлагаю Вам вначале выслушать, чего хочет Ваш клиент, до того, как Вы внесете Ваши предложения. Хотя искусство портрета на открытом воздухе сейчас очень модно, оно связано с большим количеством проблем для фотографа, работающего в тщательно контролируемом пространстве.


В любом случае, вначале необходимо принять решение о том, где будет производиться съемка. Далее, необходимо решить вопрос о соответствующей одежде, чтобы цвета одежды тех, кого фотографируют, не выделялись резко не только на фоне друг друга, но и на фоне окружения. Только потом можно заняться вопросом о том, как фотографировать лица.

Предпочитаю ли я какой-либо фон? Нет. Я считаю, что каждый фон имеет свои преимущества. Решение должно приниматься вместе с клиентом. Портрет на открытом воздухе позволяет Вам включить в фотографию большее количество пространства, нежели портрет в условиях студии. В то же время Вы можете сделать людей на портрете меньше, а также создать возможность увеличения готового снимка.

Я всегда ношу с собой фоновые заставки, независимо от того, что я планировал делать в самом начале. Мне заранее неизвестно, буду ли я делать портрет на фоне чего-либо или вообще без фона. Даже если планируется фотография в красивой местности, можно предложить другой вариант портретного стиля. Никогда не мешает носить с собой свернутые фоновые заставки. В моем наборе всегда есть двусторонняя переносная заставка, представляющая собой складывающийся экран, черный с одной стороны и белый с другой.

Окрашенный фон

На проблему того, использовать или не использовать окрашенный фон, надо смотреть с различных точек зрения. У клиента может быть негативное отношение к этому, потому что он, возможно, видел достаточно  много ужасных фоновых заставок, привлекавших внимание и отнюдь не помогавших создавать образ. Клиент также может предпочитать естественную обстановку той, которая кажется ему искусственной.

Первоочередная задача фотографа – угодить клиенту. Поэтому мы обязательно должны учитывать его пожелания до того, как мы начнем фотографировать. Однако клиент не всегда представляет себе, какой портрет будет для него наилучшим, или для чего он делает этот портрет. Совершенно необходимо обсудить с ним все детали до начала сеанса. Возможно, Вы решите сделать два варианта портрета – с фоном и без него.



Цвет фона – это отдельный вопрос. Ели Вы решитесь использовать окрашенный фон, то какой цвет и стиль будет наилучшим образом подходить Вам и Вашему клиенту? Я выбираю неброский цвет фона, в холодных зеленоватых тонах. Почему зеленый? Зеленый – холодный цвет. На портрете он уйдет в тень и не будет отвлекать внимание от цвета кожи. Красный цвет может дополнить зеленый. Цвет кожи на холодном, зеленом фоне будет выглядеть насыщеннее и теплее, вне зависимости от того, светлая или темная кожа у клиента.

Как насчет других холодных цветов? Например, синего. Можно попробовать. Однако необходимо помнить, что если цвет или дизайн фона будет привлекать внимание, то на портрет будет накладываться дополнительное значение. В некоторых случаях детально разработанный или яркий фон может оказаться весьма подходящим…особенно на портретах современной молодежи.

Теплые коричневые тона находятся в той же гамме, что и цвет кожи, поэтому они будут отвлекать внимание от человека. Лично я стараюсь не пользоваться ими.

Новые современные фоны

Моим любимым фоном является Westcott 1707 – белый с одной стороны, и черный с другой. Обе стороны могут принимать на себя различные цветовые оттенки в зависимости от того, как они освещены. Например, белый фон может оставаться белым, или становиться зеленым, или даже синим. Черный фон также может изменяться в зависимости от угла, под которым свет падает на фон.

Лично я не люблю использовать фоны из ткани, на которых могут быть заметны складки и/или сборки, привлекающие внимание к фону.

Фоны с более богатой цветовой гаммой… фоны с каким-либо дизайном… их можно использовать, чтобы придать портрету современный вид. Ярко раскрашенные фоны во многих случаях могут придать портрету дополнительную привлекательность. Умелое использование необычного фона может придать композиции особенную красоту. Трудность заключается в том, что необходимо понимать, какой фон будет являться неотъемлемой частью портрета, а какой будет мешать.

Привлекательность новых современных фонов все еще находится под вопросом.


Их применение требует обсуждения.





Классическое или современное освещение?

Термин «классический» не подразумевает «старомодный». Обычное освещение используется по очень простой причине. Оно необходимо для создания образа во всех деталях…на всем протяжении картины. Необходимо наличие полного спектра тонов – от ярко освещенных до затемненных… с прорисовкой всех деталей.

Классическое освещение привлекает внимание к основному объекту фотографии. Оно придает фотографии глубину, трехмерное качество, и является необходимым, какой бы портретный стиль Вы ни выбрали.

«Современное освещение» - это термин, который обычно применяют к отсутствию освещения вовсе. Обычно он является отговоркой для фотографов, игнорирующих технику постановки освещения, теми, кто говорит, что хочет быть свободным от «правил». В этом случае речи о «современном освещении» не идет. Это просто констатация того факта, что фотограф на самом деле не понимает, зачем нужно освещение.

Принцип освещения

Свет необходимо использовать для привлечения внимания зрителя к основному объекту картины. Он должен сделать этот объект трехмерным. В то же время он должен отделить объект от фона. Когда Вы смотрите на портрет, у вас должно появиться ощущение, что Вы можете войти в фотографию и почувствовать, как Вы в нее входите… даже почувствовать, что Вы можете зайти за спину изображенного человека. Именно поэтому темный фон (не отделяющий человека от фона) обычно плохо приспособлен для портрета.

Освещение (так же как и поза, в определенном смысле) неважно. Неважно до тех пор, пока оно хорошее. Хорошее освещение, как и хорошая речь, всего-навсего инструмент, при помощи которого можно рассказать о человеке на портрете. Плохое освещение (и/или плохая речь) начинает привлекать к себе внимание. Оно выявляет различные отвлекающие факторы, которых Вы предпочли бы не видеть.

Освещение  должно быть простым. Оно должно быть легким в установке, так, чтобы Вы не тратили много времени на технику постановки кадра, а могли бы сосредоточиться на том, чтобы создать наилучший образ Вашего клиента.


Тем не менее, для того, чтобы научиться создавать простое освещение, Вам ПРИДЕТСЯ овладеть техническими навыками, которые помогут при создании хорошего негатива.

Как добиться хорошего освещения?

Наиболее хорошего освещения можно добиться при помощи студийных приборов. В этом случае процесс можно контролировать от начала и до конца. Вам будет сложнее, если Вы полагаетесь на естественное освещение. Мне понадобилось много времени, чтобы остановить свой выбор на PM08 модуле от Photogenic с 4 лампами – 2PM 12s и 2PM 10s.

Хорошее освещение означает приспосабливание световых условий для того, чтобы достичь такого же результата, какого можно добиться при помощи студийного оборудования. Итак, Вам нужен однонаправленный свет – обычно исходящий с одной стороны. Я дам несколько рекомендаций, как этого добиться.

1.     Найдите крытое место. Крыша помешает свету проникать вниз…и создавать дополнительные сложности, а то и делать невозможным весь процесс фотографирования портрета.

2.     Найдите место, в которое свет проникает с уровня выше глаз.

3.     Найдите место, в котором свет всегда будет Вашим помощником.

4.     Найдите место, фон которого Вы можете контролировать.

5.     Найдите место, освещение которого Вас устраивает, или такое, где Вы будете знать, что сможете легко изменить освещение, приспосабливая его к своим целям.

Где можно найти место, которое будет удовлетворять поставленным Вами целям?

Что такое правильно экспонированная фотография?

Правильно экспонированная фотография сохраняет весь спектр тонов. Яркие пятна, полутона и тени. Светлые и темные. До мельчайших деталей. Детали на самом ярком зеркальном фоне. Детали в самой глубине тени. Правильно экспонированный негатив…

это негатив, в котором весь полный тональный спектр совпадает со спектром, который можно напечатать на фотографической бумаге и при этом запечатлеть все детали образа, как в самых затененных, так и в самых ярких областях.



Правильно экспонированный цифровой образ обладает теми же качествами, сохраняя тональный спектр. Основная разница между негативом с пленки и цифровым файлом состоит в том, что пленка по своей сути может подвергаться более длительной экспозиции, нежели цифровой файл. Если фотография была неверно экспонирована, ее все равно можно исправить, допечатав или выдержав определенные области в течение большего или меньшего количества времени.

Передержанный цифровой файл, однако, не будет содержать никакой информации о засвеченных областях. Можно откорректировать изображение, но сделать это возможно лишь при помощи Photoshop путем перенесения образа из одной части файла в другую.

Принцип освещения

Свет необходимо использовать для привлечения внимания зрителя к основному объекту картины. Он должен сделать этот объект трехмерным. В то же время он должен отделить объект от фона. Когда Вы смотрите на портрет, у вас должно появиться ощущение, что Вы можете войти в фотографию и почувствовать, как Вы в нее входите… даже почувствовать, что Вы можете зайти за спину изображенного человека. Именно поэтому темный фон (не отделяющий человека от фона) обычно плохо приспособлен для портрета.

Освещение (так же как и поза, в определенном смысле) неважно. Неважно до тех пор, пока оно хорошее. Хорошее освещение, как и хорошая речь, всего-навсего инструмент, при помощи которого можно рассказать о человеке на портрете. Плохое освещение (и/или плохая речь) начинает привлекать к себе внимание. Оно выявляет различные отвлекающие факторы, которых Вы предпочли бы не видеть.

Освещение  должно быть простым. Оно должно быть легким в установке, так, чтобы Вы не тратили много времени на технику постановки кадра, а могли бы сосредоточиться на том, чтобы создать наилучший образ вашего клиента. Тем не менее, для того, чтобы научиться создавать простое освещение, вам придется овладеть техническими навыками, которые помогут при создании хорошего негатива.

Мои осветительные приборы

Когда Вы покупаете осветительное оборудование, я не рекомендую Вам слушать советы продавцов или друзей.


Лучше найдите человека, работами которого Вы восхищаетесь, узнайте, какое оборудование он или она использует, и приобретите такое же.

Моим любимым осветительным прибором для создания портретов является модуль Portamaster PM08 от Photogenic с 4 лампами – 2 PM 12s и 2PM 10s. Вообще-то я использую две таких системы Portamaster. Первая используется для освещения человека и области вокруг него, а вторая – для заполняющего освещения. В то же время, вторая система служит страховочным вариантом для первой системы Portamaster.

Я предпочитаю именно эту систему другим, потому что она небольшого размера и легкая. Я также знаю, что чем бы я ни занимался, эта система всегда будет соответствовать моим потребностям и запросам. Система включает в себя маленькие лампы, легко подходящие под мои световые модификаторы. К тому же они практически ничего не весят…что идеально подходит для моей работы.

Я вставляю две лампы в модуль и размещаю их по обе стороны объекта. Таким образом, я могу поворачивать человека в любом направлении - он все время будет освещен, а мне не нужно будет менять расположение осветительных приборов. Один из двух приборов используется для основного освещения. Второй освещает волосы. Оба прибора, естественно, имеют одинаковую мощность.

Обе эти лампы размещаются в 16-дюймовом квадратном модификаторе света Westcott Mini-Apollos, имеющем прозрачную переднюю панель, серебряном изнутри и черном снаружи. Обе лампы располагаются на выдвижных рычагах Westcott, позволяющих мне менять расположение света, не беспокоясь об установке осветительных стоек в кадре.

Мне нравятся небольшие источники света, потому что они позволяют ровно распределить свет между несколькими людьми, вплоть до пяти.

За спиной клиента я устанавливаю две дополнительных лампы. Их я также вставляю в модуль Photogenic. Одна освещает фон. Другая либо подсвечивает вуаль невесты, либо слегка перебивает свет, чтобы осветить края лица человека.

Пятую лампу я устанавливаю позади камеры. Я обычно использую ее вместе со специальным зонтиком для того, чтобы заполнить пространство светом.


Я экспонирую кадр, опираясь на основное освещение, а заполняющий свет при этом будет на 2f ниже основного.

Начинайте с одного источника основного освещения

Пусть Ваше освещение будет простым. Я всегда использую один и тот же осветительный прием. Делает ли это мои фотографии скучными? Я так не думаю. Я просто не вижу необходимости в дополнительных приемах освещения и предлагаю Вам потренироваться в искусстве портрета с использованием одного источника света. Вы должны научиться освещать людей правильно при помощи всего одного источника света.

Осветительный прием, который я использую во всех ситуациях, заключается в направлении света в оба глаза, при этом свет будет чуть выше и в стороне от человека. На одну сторону носа должна падать тень. Если свет установлен верно, в глазах Вашего клиента Вы увидите световые блики на 1:00  или 11:00. Еще одним признаком верно выбранного приема является небольшая тень у основания носа, слегка спускающаяся к одной стороне носа. Видоискатель камеры должен смотреть на затененную сторону лица.

Я использую Mini Apollo Soft Box для основного освещения

Мне нравится выбирать небольшие источники освещения в качестве основных. Они позволяют мне сконцентрировать свет на лицах, постепенно приглушая его по мере ухода на тело.

Mini Apollo можно использовать со всеми небольшими источниками освещения. Свет направляется прямо сквозь прозрачную переднюю панель. Кстати, единственную панель. Поскольку рефлектор света имеет круглую форму, он формирует круглые блики в глазах человека. Это, на мой взгляд, лучше, чем квадратные блики.

Я размещаю лампу вблизи передней панели Mini Apollo… но достаточно далеко, чтобы она не сожгла прозрачный материал. Что происходит далее:

Софтбоксы с дополнительным рассеивающим слоем слишком рассеивают свет. В этом случае я рекомендую убрать внутренний слой.

Установка основного света

До того, как Вы начали устанавливать основной свет, определите, зачем он нужен. В упрощенном понимании основной свет нужен для того, чтобы освещать контуры человека.


Он должен привлекать внимание к переднему плану («маске») лица.

Как было сказано выше в этом руководстве, тело человека находится в Основной позе и направлено к основному свету. Тело человека в Женской позе повернуто от основного света. Ее лицо направлено в сторону основного света.

Основной свет располагается над лицом и чуть в стороне. Свет размещается так, чтобы он попадал в ОБА глаза. Мне не нужно треугольное пятно света на щеке, удаленной от камеры. На самом деле, я стараюсь избегать этого, потому что, если оно появляется, то это, скорее всего, означает, что свет не попадает в глаз на более удаленной стороне лица.

Хорошее освещение лица создаст тень на одной стороне носа. Оно также создает небольшую тень, переходящую слегка вниз и в сторону от кончика носа. Тень от носа не должна переходить на щеку, и точно также не должна заходить на область губ.

Подобное освещение должно оставаться неизменным, вне зависимости от того, с какого угла Вы фотографируете лицо. Таким образом, если Вы поворачиваете лицо, Вы точно также должны изменить и освещение, чтобы оно оставалось прежним.

Как правило, свет располагается под приблизительным углом в 45° к камере, если Вы фотографируете человека в анфас. Затем, если камера изменяет положение, чтобы сфотографировать лицо в пол-оборота, свет должен сдвинуться примерно на 90° от камеры. Хорошим решением будет сразу расположить освещение в соответствии с тем, что Вы будете фотографировать, еще до того, как Вы начнете усаживать клиента перед камерой.

Раскрытие теней

Когда Вы установите основной свет, у Вас наверняка появятся тени, которые будут выходить за пределы освещенной области и могут помешать отобразить в кадре необходимые детали. С этой проблемой легко справиться, если использовать серебряный рефлектор или рассеивающий свет. Можно комбинировать оба вспомогательных устройства.

Если Вы используете рефлектор, он должен располагаться слегка впереди лица. Старайтесь не устанавливать его позади лица. Если рефлектор окажется сзади лица, он создаст дополнительный источник света, направленный в противоположную от основного света сторону.


Это не будет способствовать получению хорошего изображения. Правильно расположенный рефлектор будет забирать некоторое количество основного света и рассеивать его над затененной стороной лица… выявляя детали даже в самых затененных областях.

Я располагаю рефлектор  так, что визуально тени становятся несколько резче, чем они должны быть на уже готовой фотографии. Когда фотография будет печататься, и будут выявляться детали в самых освещенных областях, тени сами лягут на лицо так, как мне нужно. 

Как добиться правильной экспозиции

Я располагаю основной свет как можно ближе к человеку, не давая ему, однако, слишком сильно попадать в кадр. Это создает прекрасно освещенные места и глубокие тени. Я измеряю силу света, падающего на лицо, располагая экспонометр там, где должно находиться лицо, и поворачивая его к источнику света. Я   определяю свой негатив на 100 ИСО и делаю цифровой снимок на 100 или 200 ИСО.   ИСО 100 позволяет получить более хороший снимок при увеличении, но обычно я не вижу особенной разницы между двумя ИСО. Я устанавливаю цифровой чип в зависимости от апертуры, с которой я работаю. Разумеется, в цифровой фотографии Вы можете изменять ИСО с каждой новой экспозицией.

Использование заполняющего света

В отличие от рефлектора, заполняющий свет выглядит естественнее и покрывает большее пространство. Чтобы оценить количество света, исходящее от заполнителя, я выключаю основное освещение и измеряю только заполняющее. Для заполнения можно использовать любой источник света больших размеров. Я обычно использую лампу в серебряном зонтике. Для заполняющего света апертура на 2f ниже, чем для основного света. Я не принимаю его в расчет, когда устанавливаю апертуру для камеры, поскольку устанавливаю ее для основного света.

Обычно я устанавливаю заполняющий свет позади камеры. Однако когда я фотографирую двух людей, сидящих так, что лицо одного частично выступает вперед на фоне лица другого, я сдвигаю заполняющий свет в сторону основного освещения. Таким образом, тень от лица первого человека, падающая на лицо второго, исчезает.


В противном случае, человек, сидящий впереди, отбрасывает тень на сидящего сзади.

Нужно ли фоновое освещение?

Обязательно! Если фон не освещать, то человек сливается с ним, между ними нет глубины. Я обычно усаживаю своих клиентов подальше от фоновой заставки (4-5 футов), что позволяет мне установить между ними источник сета. Я направляю свет на фон. Когда я фотографирую невесту в фате, я размещаю второй источник света позади нее и направляю свет на невесту.

Какую интенсивность должно иметь фоновое освещение? Если Вы хотите, чтобы фон сохранил свой цвет, то освещение должно быть такой же интенсивности. Позже, когда фотография будет печататься, на ней проявятся и детально изображенный образ и фон изначального цвета и оттенка.

Если освещать фон сильнее, чем человека, то на фотографии фон будет светлее, чем на самом деле. Если фон освещен менее человека, то он будет темнее. Ключ к успеху при работе с фоном – создание фонового освещения, сопровождающего основное освещение. Если основное освещение расположено у Вас справа, то и фоновое освещение должно располагаться справа и быть чуть светлее основного.

Темная, теневая сторона лица будет располагаться на более темной стороне фона. Это отвлечет внимание зрителя от затылка человека и привлечет к лицу. Если теневая сторона лица будет располагаться на освещенной стороне фона, внимание зрителя будет привлечено к области позади человека. Это не самый важный аспект, но он необходим для создания эффектного портрета.

Измеряйте фоновое освещение точно таким же образом, как Вы измеряете свет, падающий на лица. Сядьте туда, где будет сидеть клиент (включив весь используемый свет), расположите стробометр по направлению к фону, развернув его на себя. Держите стробометр так, чтобы он измерял свет на пространстве над головой будущего клиента. Не делайте ошибку и не замеряйте свет на месте, которое будет занято клиентом.

Что можно ожидать от дополнительного освещения?

Очень много! Вы замечали, как цвет фаты невесты из прозрачно белого становился на фотографиях темно-серым или даже синеватым? Это происходило оттого, что она не освещалась сзади.


Единственным способом вернуть фате оригинальный цвет и идеальный вид будет размещение света позади, так чтобы свет был направлен сквозь фату… прямо в камеру.

Держите экспонометр рядом с той стороной фаты, которая смотрит на камеру, и направляйте его на задний свет. Значение должно быть одинаковым со значением основного света. Основное освещение должно быть одинаковым по интенсивности с освещением фаты. Это просто!

Что касается самого заднего света, я посоветовал бы подсвечивать фату чуть больше с той стороны, откуда исходит основной свет.

Не лучше ли использовать одну незакрытую лампу позади невесты, чем два источника света?

Я так не думаю. Хотя это и позволит Вам сэкономить на дополнительном источнике освещения, у Вас будет меньше возможности контролировать свет, чем в случае использования двух источников. Тем не менее, я долго время использовал один источник света позади невесты, так что можно начинать и с этого.

Использовать ли подсветку волос?

Почему бы нет? Но давайте назовем это разделяющим светом. Он используется не только для того, чтобы подсвечивать волосы, но и для того, чтобы отделять объект от фона. Я обычно устанавливаю подсветку волос с той же стороны, что и основной свет. Таким образом, если какое-то количество этого света попадает на лицо, не возникает конфликта света, направленного с разных сторон.

Однако при фотографировании светловолосого человека я обычно подсвечиваю ту часть волос, которая в другом случае была бы затененной. Таким образом, на финальной картине светлые волосы не будут выглядеть темнее.

Нужны ли еще источники света?

Если я не подсвечиваю фату невесты, то я использую этот источник света в качестве перебивающего. Он устанавливается под углом к освещенной стороне лица. Зачастую он необходим для освещения переносицы.

Этот источник освещения должен располагаться параллельно освещаемой стороне лица. Если лицо слегка наклонено вниз, то перебивающий свет идет чуть снизу. Если лицо приподнято вверх, то и перебивающий свет должен быть направлен чуть сверху.

Каким образом выключить все освещение одновременно?

В настоящее время существует несколько различных устройств, помогающих выключать освещение одновременно. Можно также использовать оптические устройства, но этот метод не столь эффективен. Можно также комбинировать эти варианты.


Содержание раздела