Цвет и цветовоспроизведение

         

Реальный субтрактивный синтез

В цветной фотографии и при полиграфическом воспроиз­ведении цветных оригиналов используется субтрактивный синтез. В полиграфии он осложнен прерывистостью час­тичных изображений (их растровым характером, см. раз­дел 15.1). Тем не менее многие закономерности процесса цветовоспроизведения в полиграфической технике (оценка цветоделительных искажений, выбор цветокорректирую-щих масок и др.) принято излагать на основе соотношений субтрактивного синтеза.

Излагая основы идеального процесса цветовоспроизве­дения, мы исходили из двух свойств красок.

1. Каждая из них управляет строго одним зональным излучением. Поэтому мощности зональных излучений, про­шедших через красочные наложения, зависят только от ко­личеств одной краски и совершенно не зависят от количеств других.

2. Все краски подчиняются закону Бугера—Ламбер­та—Бера, по которому их оптические плотности (в том чис­ле зональные) линейно связаны с поверхностными концент­рациями.

Первое свойство идеальных красок делает субтрактив­ный синтез весьма близким аддитивному: как в том, так и в другом случае процесс сводится к дозированию зональных составляющих синтезируемых цветов. Разница заключа­ется лишь в его средствах.

Второе свойство обеспечивает простоту дозирования составляющих: нужные значения оптических плотностей частичных изображений можно получить путем пропорцио­нального изменения поверхностных концентраций красок.

Реальные краски не в полной мере обладают отмечен­ными свойствами идеальных, и это приводит к осложнению синтеза по сравнению с идеальным. Трудности, связанные с неоднозональностью красок и их неподчинением закону Бугера—Ламберта—Бера, будут рассматриваться в на­стоящей главе.

12.1. ОСЛОЖНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ПОГЛОЩЕНИЯ РЕАЛЬНЫХ КРАСОК ПО СПЕКТРУ

12.1.1. Триада реальных красок


Как было показано выше (рис. 4.5), реальные краски поглощают в той или иной степени по всему спектру. В прак­тике могут использоваться комплекты красок, несколько различающиеся по спектральному распределению их по­глощения и другим оптическим свойствам. Комплекты кра­сок называются тр иадами.

Остановимся на некоторой триаде, краски которой об­ладают характерными особенностями всех реальных сред субтрактивного синтеза — плавностью спектральных кри­вых и многозональностью поглощения. Закономерности, установленные для таких красок, могут быть распростра­нены и на другие, отличающиеся от них формами кривых. При этом должны быть учтены их особенности, например большие или меньшие вредные поглощения по сравнению с рассматриваемыми здесь.

В левой части рис. 12.1 показаны три семейства спект­ральных кривых выбранной нами триады, построенных при разных поверхностных концентрациях, возрастающих от меньшей к большей на первоначально взятое значение сп. В правой половине рисунка даны семейства кривых идеальных красок при том же условии. Из рисунка понятны особенности реальных сред, делающих субтрактивный син­тез неэквивалентным аддитивному, усложняющие его. Это — плавность кривых и их распространение на весь спектр и, кроме того, непропорциональность монохрома­тических плотностей поверхностным концентрациям (т. е. отклонение от закона Бугера—Ламберта—Бера).

 Распространение кривых на весь спектр означает, что реальные краски поглощают не только в тех зонах, где они, по смыслу субтрактивного синтеза, должны управлять



Рис. 12.1. Влияние поверхностной концентрации на свойства реаль­ных (а) и идеальных (б) красок; сП1, спг, cnj, cn<—значения поверхностных концентраций

излучениями, но и в тех зонах, где управлять не должны. Поглощение в зоне, регулируемой данной краской, напри­мер, если она желтая, в синей зоне, называется полез­ным (см. 4.3). Поглощение в других зонах —вредн ы м. Вследствие вредного поглощения цветности идеаль­ных и реальных красок не совпадают.


Так, желтая в слу­чае, показанном на рис. 12.1, кроме синих, поглощает и зе­леные излучения (иначе их пропускание уменьшено) и поэтому имеет оранжевый оттенок: она не желтая, а оран­жево-желтая. Пурпурная в нашем примере, поглощая до­вольно значительно в синей зоне, краснее идеальной. Го­лубая из той же триады имеет синеватый цвет, обладая заметным поглощением в зеленой зоне.

Плавность хода кривых приводит к тому, что отклоне­ние цветности возрастает с увеличением поверхностной концентрации. Вредное поглощение становится более ин­тенсивным.

Все сказанное о триаде, показанной на рис. 12.1, отн сится и к другим триадам с учетом форм их спектральных кривых. Например, можно представить желтую краску, имеющую большое вредное поглощение в красной зоне: она желто-зеленоватая.

С возрастанием поверхностной концентрации растет вредное поглощение и в третьей зоне спектра. Оно ведет к уменьшению светлоты краски, так как ее общее поглоще­ние при этом растет, и, кроме того, к снижению насыщенно­сти: уменьшается разница во вредных и полезном погло­щениях. При очень больших вредных поглощениях крас­ка становится серой.

Свойство красок поглощать в нескольких зонах cпектра часто называют их недостатком. Между тем оно характер­но для всех тел природы, в том числе и отражающих по­верхностей, покрытых краской.

12.1.2. Зональные поглощения реальных красок

Для упрощения изложения принципа синтеза аппрокси­мируем кривые поглощения реальных красок ломаными ли­ниями, как это показано на рис. 12.2. Их горизонтальные части выражают средние оптические плотности , измерен­ные в пределах данной зоны Di. В результате аппроксима­ции получается график, называемый гистограммо) нале квалифицируют как избыточное выделение соответ­ствующей краски.

О другом виде цветоделительных искажений — иска­жениях по недостатку краски — см. в разделе 13.5.

12.1.4. Примеры синтеза цветов и цветовой корректуры

Синтез. Возьмем приводившийся ранее фрагмент ори­гинала (рис. 11.1).


Положим, что он имеет следующие зо­нальные плотности. Деталь: Dc — 1,0; Dз — 0,3; Dк = 0,1; фон: Dc = 0,3; Dз = 0,2; Dк = 1,0.



Рис. 12.4. Спектральные свойства реальных красок (триада 2518—531):

а — кривые поглощения; б — гистограммы

Выберем реальную триаду красок (рис. 12.4, а) и преобразуем ее спектральные кривые в гистограммы (рис. 12.4, б). Пользуясь законом Бугера—Ламберта—Бера, рассчитаем средние значения вредных плотностей при по­лезных плотностях, приведенных в табл. 12.1. Результаты расчета даны в той же таблице. Полученные данные позво­ляют построить гистограммы красок, взятых в требуемых поверхностных концентрациях (рис. 12.5).

В соответствии с формулами (12.1) рассчитаем зональные плотности репродукции детали:



12.1. Зональные плотности реальных красок



Зональные плотности репродукции фона: Dc = 0,57; D3 = 0,63; DK = 1,01.

Результаты расчета используем для построения гисто­грамм обоих участков репродукции (рис. 12.6). Из сравне­ния их с гистограммами ориги­нала видно, что репродукция, выполненная реальными крас­ками, не служит точной копией оригинала. Для наглядности на рис. 12.7 сопоставлены ги­стограммы оригинала (пунктир) и репродукции, выполненной выбранной нами триадой. Что­бы получить количественную оценку результата воспроизве­дения, сопоставим цветовые уравнения оригинала и репро­дукции, пользуясь гистограм­мами.

Оригинал, деталь:

Ц= 10-0,1 К+10-0,3 3+10-1,0С= = 0,8К + 0,53 +0,1 С.

Оригинал, фон:

Ц =10-1,0 К +10-0,2

З+10-0,3С= = 0,1К + 0,63З + 0,5С.



Рис. 12.5. Гистограммы кра­сок той же триады, что и на рис. 12.4, взятых в коли­чествах, необходимых для воспроизведения оригинала: а — детали; б — фона



По формулам (4.2) и (4.3) рассчитаем показатели цвето­вого тона кц т и насыщенности кн

(табл. 12.2).

12.2. Характеристики цветов репродукции и оригинала



Из табл. 12.2 следует, что цветовые тона оригинала в репродукции искажаются. Цвет детали в репродукции (кцт = 2,2) оказывается более красным, чем в оригинале





Рис. 12.6. Гистограммы ори­гинала (а) и репродукции («)



Рис. 12.7. Цветовые свойст­ва оригинала (пунктир) и репродукции (сплошная ли­ния):

а — деталь; б — фон (кцт = 1,75): отношение ?К : ?3 возрастает. Это связано с тем, что вредные поглощения оригинала и репродукции в красной зоне различаются меньше, чем в других зонах. Поэтому координата 3 репродукции уменьшается сильнее, чем координата К.

Изменение цветового тона фона еще более заметно. По­казатель кц.т репродукции меньше единицы. Это значит, что ДЗ стало меньше ?С, т. е. цветовой тон сместился от зеле­ного к синему (?С : ?3 = 1 : 0,76 = 1,32). Это смещение связано с очень большим поглощением голубой краски в зеленой зоне.

Цвет детали получился в репродукции более насыщен­ным, чем в оригинале. Это также видно из гистограммы: плотность репродукции в зоне наибольшего поглощения (красной) сравнительно с соответствующей плотностью оригинала изменилась мало. Остальные же плотности воз­росли. В частности, сильно увеличилось поглощение в си­ней зоне, а синяя координата в данном случае определяет насыщенность, так как она наименьшая.

Цветовая корректура. Для улучшения цветопередачи фона удалим с него пурпурную краску, которая, как было установлено в разделе 12.1. 3, в данном случае оказывается лишней, так как в зеленой зоне достаточно поглощает голу­бая. В результате этой операции плотности наложения уменьшатся в зеленой зоне на 0,2 и в синей—на 0,07 (рис. 12.5,6). Гистограмма наложения будет иметь вид: Dc = 0,50; D3 = 0,43; Dk

= 1,01. Тогда цвет фона выра­жается уравнением

Ц= 10-1,01 к+10-0,43

З+10-0,5 С = 0,1 К + 0,37З + 0,31С.

Показатели цветового тона и насыщенности кп.т

= = ?3 : ?С = 1,29; кн = 4,8.

Таким образом, в результате корректуры цветовой тон фона репродукции становится весьма близким к цветово­му тону фона оригинала, насыщенность также улучшается.

Причины не совсем полной коррекции цветового тона заключаются в чрезмерно большом поглощении голубой краски в зеленой зоне.


Если бы вредное поглощение голу­бой краски в этой части было гораздо меньшим, чем в рас­смотренном случае, то коррекция состояла бы в удалении не всей пурпурной, а только некоторой ее доли.

12.1.5. Способы цветовой корректуры

В предыдущих разделах мы продемонстрировали лишь сущность цветоделительной корректуры, но не ее технику. Удаление избытка краски с каждой цветной репродукции едва ли может быть практически целесообразным. В тех­нике корректура проводится на цветоделенных негативах путем увеличения оптической плотности корректируемого участка.

Существуют два способа ее осуществления. Первый со­стоит в том, что оптическую плотность соответствующего участка негатива увеличивают путем нанесения на него краски. Это делает опытный ретушер, пользуясь анилино­вым красителем или, если ретушируются мелкие участки, карандашом. Процесс называется ручной ц в е т о-корректирующей ретушью.

Говоря упрощенно, задача цветокоррёктирующей рету­ши состоит в таком изменении оптических плотностей цветоделенных негативов, которое дает возможность полу­чить реальными красками — сине-голубой, красно-пурпур­ной и желтой — тот же результат, который достигается ис­пользованием строго зональных (идеальных) красок. Если, например, нужно получить красный цвет, то следует на­ложить пурпурную краску на желтую. Если бы краски были идеальными, то требуемый цвет получился бы в ре­зультате наложения их равных количеств. А если пурпур­ная реальна, то желтой пришлось бы взять меньше, потому что пурпурная берет на себя ее функцию: поглощает в си­ней зоне (иначе, она красновата). Соответственно этому ре­тушер увеличивает плотность участков синефильтрового («желтого») негатива, изображающих красные участки ори­гинала.

Для иллюстрации второго способа обратимся к рис. 11.5, где показаны цветоделенные негативы. С негатива, на ко­тором выделена краска, имеющая вредное поглощение в той зоне, по которой исправляется корректируемый нега­тив, делают слабый диапозитив.


В данном примере в синей зоне имеет вредное поглощение пурпурная краска. Поэто­му берут пурпурный (т. е. зеленофильтровый) негатив. На диапозитиве, сделанном с него, получится темный квад­рат, расположенный на прозрачном фоне. Такой диапози­тив называется цветокоррёктирующей маской. Ее совмеще­ние с исправляемым (желтым) негативом приводит к требуе­мому увеличению оптической плотности изображения детали и тем самым — к уменьшению количества выделенной желтой краски (рис. 12.8).

Физический смысл операции состоит в следующем. Вредное изображение в нашем случае возникает из-за по­глощения пурпурной краски в синей зоне, которой должна управлять только желтая. Наложением пурпурного диа­позитива, имеющего заранее рассчитанный контраст, до­стигается прибавление к плотности негатива как раз такой, которая нужна-для компенсации вредного поглощения пур.т пурной краски в синей зоне. Процесс называется, ц в е-токорре к тирующим (и л и ц в е т о д е л и -тельным) маскирование м.



Рис. 12.8. Схема цветокорректирующего маскирования: а — пурпурный негатив (по рис. 11.5); б — слабый диапозитив с пурпурного негатива (маска для желтого негатива); в — желтый пегатив (по рис. 11.5); г — результат совмещения желтою нега­тива с маской

Более подробные сведения о цветоделительной коррек­туре будут даны на основе дубликационной теории (гла­ва 13).

12.2. СВЕТОРАССЕЯНИЕ В КРАСОЧНОМ СЛОЕ

Рассмотренный выше синтез реальными красками ос­ложняется рядом явлений, из которых наибольшее значе­ние имеет светорассеяние в красочном слое.

Отклонения от закона Бугера—Ламберта—Бера. Связь монохроматической плотности, измеренной в максимуме поглощения каждой из красок, с поверхностной концентра­цией по данным рис. 12.1 показана на рис. 12.9. Из него следует, что идеальные среды субтрактивного синтеза под­чиняются закону Бугера—Ламберта—Бера, а реальные нет. Их оптическая плотность в общем случае изменяется с возрастанием концентрации нелинейно.


Из рис. 12.1 вид­но, что максимальное значение монохроматической оптичес­кой плотности в полосе поглощения в реальном случае стремится к некоторому пределу Dпр (достигнут в случае желтой краски), после достижения которого она перестает расти. В то же время ординаты кривых D (?) в зонах вред­ного поглощения с увеличением поверхностной концент­рации возрастают. Это означает, что насыщенность и свет­лота краски падают.

Отклонения от закона Бугера—Ламберта—Бера свя­заны со светорассеянием в красочном слое. Сущность явления ясна из рис. 12.10, где упрощенно показан разрез слоя полиграфической краски, наложенного на бумагу. Такая краска представляет собой взвесь частиц пигмента в связующем. Свет окрашивается, проходя через частицы пигмента, которые выполняют роль светофильтров. Они работают не только на пропускание, но и на отражение, имея иной показатель преломления, чем связующее. Рас­смотрим картину окрашивания и рассеяния излучения.



Рис. 12.9. Графики DXmax(cn)

для идеальных и реальных кра­сок



Рис. J2.10. Рассеяние света в красочном слое;

1 — краска; II — бумага

Направим на покрытую краской бумагу световой пучок / Его составляющие 2 и 3 отражаются соответственно от по­верхности красочного слоя и поверхности частицы пиг­мента а. Поэтому они не окрашены. От внутренней поверх­ности указанной частицы отражается составляющая 4, ко­торая в результате прохождения через пигмент приобре­тает слабую окраску. Составляющие 5 и 6 окрашены луч­ше; они прошли через две (а и б) и через три (а, б и в) час­тицы.

Следовательно, от красочного слоя, наложенного на бумагу, всегда отражается смесь неокрашенного (поверх­ность), слабо окрашенных (слои, близкие к поверхности) и хорошо окрашенных излучений. Неокрашенные, а также слабо окрашенные составляющие отраженного излучения снижают насыщенность цвета краски. Таким образом, светорассеяние приводит к снижению насыщенности. Рас­сеивающие краски также называются мутными, а не­рассеивающие — прозрачными.



В цветной фотографии применяются краски, представ­ляющие собой раствор красителя в желатине. В их слоях происходит светорассеяние на мицеллах желатины. Доля рассеянного света в этом случае невелика, и краски счита­ются нерассеивающими, прозрачными, хотя это верно лишь в первом приближении.

В мутных средах направленный пучок проникает толь­ко на некоторую глубину. Его рассеянные составляющие распространяются во все стороны, в том числе и в сторону, с которой пришел пучок, и выходят из верхних уровней красочного слоя. Увеличение толщины слоя сверх той, на которую проникает свет, не приводит к повышению опти­ческой плотности краски. Это видно из рис. 12.1 на примере желтой краски. Увеличение ее количества сверх сП4

не при­водит к возрастанию плотности. Это явление начинает ска­зываться и при меньших концентрациях: приращение плот­ности отстает от приращения толщины, и график D?мax (сп) искривляется.

Цвета наложений рассеивающих сред получаются ины­ми, чем прозрачных. Мутная краска, наложенная на про­зрачную, закрывает ее в большей или меньшей степени. Если при этом она сильно рассеивает, то свет до нижней не доходит и наложение имеет цвет верхней. Если же верх­няя рассеивает не полностью, то ее цвет преобладает в сум­марном. Например, наложение «желтая—голубая» выгля­дит желто-зеленым в случае рассеивающей желтой и зеле­ным при прозрачной. Если рассеивающая краска находится внизу, толщина ее слоя используется лишь частично и цвет в большой степени зависит от верхней прозрачной краски.

Как видно из рис. 12.9, плотности рассеивающих кра­сок растут медленнее, чем их концентрации. Так как цве­тоделение состоит в регистрации зонального поглощения оригинала, определяемого поверхностной концентрацией вещества, вызывающего его окраску, то при воспроизве­дении цветов рассеивающими красками большие плотно­сти репродукции не получают нужного значения. Приме­нение рассеивающих красок приводит к осветлению ре­продукции.



Сильно рассеивающие краски называются к р о ю щ и- м и. Примером служат малярные краски, которые полно­стью закрывают закрашенную ими поверхность, делая не­видимыми, например, пятна на ней. Для субтрактивного синтеза они непригодны.

На рис. 12.11 показана схема недостатков сред субтрак­тивного синтеза на примере желтой краски. Смещение ее спектральной кривой в соседнюю зону приводит к откло­нению цветности от заданной принципами субтрактивного синтеза. Невозможность достижения больших зональных



Рис. 12.11. Схема, иллюст­рирующая особенности ре­альных красок, приводящие к искажению цветовоспро­изведения плотностей из-за светорассеяния равноценна примеси бе­лого — «разбеленности» краски. Наконец, возникновение оптической плотности в третьей зоне, связанное с плавно­стью кривой, равноценно примеси черного к «чистой» крас­ке — «серости» краски.

Вследствие всех этих недостатков число цветов, воспро­изводимых реальной триадой, оказывается ограниченным. Оно называется — цветовым охватом триады. Так, красноватые краски не дают возможности воспроизво­дить чисто-пурпурные цвето­вые тона, синеватые—чисто-голубые и оранжевые — чисто-желтые. Разбеленность и се­рость красок ограничивают ох­ват по насыщенности.

Выше было сказано, что цветности красок изменяются с изменением их количеств. Кро­ме того, из-за светорассеяния оптические плотности красоч­ных наложений оказываются связанными с поверхностными концентрациями красок нели­нейно. Эти явления приводят к нелинейности многих зависимостей теории цветовоспро­изведения. Будем их аппроксимировать линейными, ого­варивая всякий раз приближенность получаемых резуль­татов.

Со светорассеянием в красочных слоях связана весьма существенная особенность процесса цветовоспроизведения. Рассеивающие краски не позволяют получать большие оп­тические плотности даже при их тройном наложении. В свя­зи с этим теневые участки репродукции, синтезированной ими, получаются недостаточно темнымы.

Содержание раздела